Польская культура
Русская часть Польши являлась тогда главным центром польской культуры, но последняя развивалась также и в эмиграции, и в других частях Польши. Австрийская часть Польши получи i.. после 1866 г.
Широкую автономию и полную возможность национального развития. В Париже, в Галиции и даже в Познани поляки о России могли писать свободно. Но ситуация в Варшаве и Вильно способствовала тому, что ее образ был однозначно негативным во всех аспектах — моральном, культурном, политическом. Что касается последнего, России прежде всего отказывали в праве возглавлять славянские народы. Более того, была поставлена под вопрос сама принадлежность русских к славянам. Парадоксальным образом, это происходило тогда, когда и русские склонялись к мысли о том, что поляки — предатели славянства, прислужники латинского Запада, заслуживающие исключения из славянской общности.
Распространенным стало представление поляков о русских как об азиатах, наследниках татаро-монгольского государственного уклада или даже их прямых потомках, лишь с небольшой примесью славянской крови. Дошло до того, что к народу, который испытал почти трехсотлетнее жестокое татарское рабство, в известной песенке времен январского восстания обращались: «Прочь в Азию, потомки Чингисхана!».
Эта точка зрения существовала на уровне обыденного сознания. Но формировались и «научные» теории, исключавшие русских из славянства. Эмигрантский публицист и этнограф Франтишек Духиньский выдвинул тезис о «туранском» происхождении русского народа. Так он назвал завоеванные великими киевскими князьями в XII веке и их потомками угро-финские племена, населявшие верховья Волги. По его мнению, именно они, поверхностно, лишь в языковом отношении «славянизированные», и были настоящими предками сегодняшних русских, вобравших в себя и другие уральско-алтайские племена, унаследовавших их черты, принципиально отличающие их от славянских русинов.