Коммунистическое движение
Изображение жизненно и житейски подлинных проблем предстает в свете закономерностей классовой борьбы. Избавление подготавливает коммунистическое движение. Осуществление мечты о счастье связывается не с замыканием в личной жизни, а с активной общественной деятельностью, что означает борьбу с существующим в Польше строем, сокрушением основ буржуазного государства методами большевизма. Именно это разрешит все те трудности, с которыми не справлялся тогдашний санационный режим. Эта опирающаяся на образцы советского строя перспектива освещает тупик, в который загнала поляков санация, и одновременно объясняет вопрос ликвидации «ублюдка версальского договора» — ради осуществления мечтаний поляков о справедливости и счастье.
Такое восприятие польских проблем и такая схема интерпретации образов поляков в этом фильме обязывали в течение всего времени существования СССР. Об этом, например, достаточно исчерпывающе свидетельствует предназначенное для широких читательских масс двухтомное энциклопедическое издание «Кинословаря» (т. 1 — 1966, т. 2 — 1970). Образ Ванды передает «драму обедневшей женщины из буржуазного общества, мечтающей о семейной жизни, но обреченной на одиночество, ибо в буржуазном обществе даже семейная жизнь зачастую покупается за деньги». В фильме появляется типаж деградировавшего польского шляхтича — образ, возобновляющий негативный стереотип поляка времен царской России, с тем что здесь — в соответствии с новой идеологической доктриной — заключенный в рамки критериев классовости. Кичливый бабник и пьяница, лгун и вертопрах — одним словом личность темная, отталкивающая и никчемная (великолепная роль М. Астангова) призвана была, согласно констатации уже упомянутого «Кинословаря», показать «уродливость общественных отношений в буржуазной Польше, порождающих такой характер».