Проявления интернационализма
Несомненно, такая оценка в ряде случаев являлась реакцией на стереотип поляка, распространенный на Западе, и противостояла ему. Но нельзя не признать, что польский патриотизм сам по себе имел особенности, которые делали грань между ним и национализмом очень тонкой. Элементы национального эгоизма и гегемонизма были характерны для взглядов многих выдающихся представителей польского освободительного движения. Это касалось не только отношения к украинцам, белорусам, литовцам, которых большинство польских патриотов не признавало самостоятельными нациями. В идейно-политических концепциях ряда польских идеологов чехам и другим славянским народам отводилась второстепенная роль, подчиненное положение в славянском мире, а потенциальный соперник поляков на роль руководителя «славянщины» — русский народ вообще исключался из славянского круга на основе «аргументов» расистской туранской теории. И лишь немногие деятели противопоставляли свою позицию общераспространенной, заявляя о праве украинцев, белорусов, литовцев на самоопределение, поднимая голос против гегемонизма и дискриминации народов в рамках будущей славянской или европейской федерации.
Значение этих единичных проявлений интернационализма можно верно оценить лишь в сопоставлении с общим настроением, господствовавшим в Польше, со взглядами, которые имели массовое распространение и формировали общественное мнение, тем самым отразившись в национальном сознании и национальном характере. Последний характеризовался сложным переплетением элементов интернационализма и национализма. Поляки акцентировали значение польского вопроса в международной политике, имея в виду прежде всего перспективу европейской революции. Но нередко этот момент использовался ими для обоснования приоритета «польского дела», то есть интересов польского народа, перед интересами других народов. Такой подход таил возможность националистической трактовки, выдвижения идей национального эгоизма, пренебрежительного отношения к другим народам. В этой связи становится понятным, почему призывы к «экономии польской крови для чужих дел» звучали из уст даже таких радикальных демократов, как Я. Н. Яновский.