Сознание литературоведа и философа
Однако восприятие его творчества через мировоззрение и сознание литературоведа и философа 30-х гг. не дало положительных результатов. Домбровская отметила, что ее доклад без изменений был опубликован в сборнике «Мысли о делах и людях». Писательница подчеркивает драматизм отношений между польским и русским народами и «отсутствие симпатий» к полякам со стороны русских деятелей культуры. Исключением, с ее точки зрения, являются Пушкин, Герцен, Бакунин. Что касается Толстого, то Домбровская без ссылки на источник приводит его суждение: «С детства во мне развивали ненависть к полякам. Теперь я оплачиваю эту ненависть особой чуткостью».
Домбровская считает, что эта ненависть проявилась и в творчестве Толстого, который, якобы показывал поляков только с отрицательной стороны. Свои упреки писательница направляет на «Севастопольские рассказы», «Войну и мир» и «Анну Каренину». В «Севастопольских рассказах», по ее мнению, русские солдаты и офицеры осуждают поляков за браваду, шум, эффекты, позу, и считает, что это «ненавистно не только персонажам, но и автору». Думается, что Толстой в данном случае подчеркнул лишь национальные черты воинов. Русским на войне свойственны суровость, аскетизм, молчаливость, полякам — яркая эффектность. Напомним, что подобными чертами наделял своих лучших героев и Генрих Сенкевич в «Трилогии».
Обратим внимание на эпизоды в «Войне и мире», которые Домбровская трактует как антипольские. Скажем, женитьбу Анатоля Курагина на польской девушке писательница считает проявлением недоброжелательности Толстого к полякам, поскольку отец героини получил «отступное» за молчание о «проказах» русского аристократа. Ситуацию эту можно отнести к числу «бродячих» не только в русской, но и мировой литературе. А более отрицательного персонажа, чем Анатоль Курапш в романе, пожалуй, нет. Не случайно всю их семью Пьер Безухов назвал «подлым отродьем».