Региональные особенности
При формировании колонизационных планов проблемой первостепенной важности являлось отношение властей к местному восточнославянскому населению, проживавшему на бывших землях Речи Посполи — той. Отношение это отличалось многослойностью и противоречивостью. Идеологический уровень составляла концепция триединого русского народа, в рамках которой региональные особенности предельно игнорировались. Такой подход, между прочим, давал основание для негативной реакции на включение сельских жителей западных губерний в общий переселенческий поток за Урал. В Северо-Западном крае в 70-е годы принимается решение локализовать мероприятия по устройству русских крестьян, ограничившись католической Ковенской губернией.
Что же касается местных властей, то изрядная доля их усилий была направлена на устранение реально существовавших особенностей. В этом контексте большое значение приобретали различия между «древлепра — вославными» и «воссоединенными» (в числе последних особо выделяли «отпавших», «упорствующих» и «колеблющихся»), специфика языка и обычаев, польское влияние, «народный дух» в целом. Трактовка той или иной категории населения зависела также от ее социальной принадлежности. Столкновение конфессионального и социального подходов в этнополитической идентификации подданных предельно рельефно проявилось в отношении к белорусам-католикам. В 60-е гг. крестьяне католического вероисповедания были выведены из-под действия антипольского законодательства. Позднее вступила в силу важная оговорка: изъятие из общего правила прекращается, как только крестьянин превысит определенный имущественный ценз и по условиям своего быта приблизится к помещичьей среде.