Технические причины
Так как конь «по техническим причинам» не выводился на сцену, о нем персонажи говорили в своих монологах. В «Шутовской Комедии» коню посвящен огромный монолог Поляка. Конь этот был просто необычайным: «Тот бахмат за однем кормом двести верст взад и впередь перебегал, и то ему ни за что было». Герой, который, как видим, и коня-то не кормил, рассказывает о том, как гонял на этом коне турок, перепрыгивал через высокие городские стены и укрепления, переплывал через Днепр и Вислу. Практически создается «биография коня», описание его жизни и смерти: погиб конь под Каменец-Подольском. Потеря была столь велика, что Поляк даже хотел сделать из него чучело, набитое бумагой. Вспоминает герой о трогательных отношениях с конем — он спал вместе с ним на соломе, а конь с ним пил мед и горилку и напивался пьян, будто мужик.
С одной стороны, монолог настаивает на комическом эффекте. С другой — в нем
Таким образом, можно утверждать, что атрибут играет на сцене и способен передать представления об этническом стереотипе.
Этноразличительным признаком на сцене служит и тип сценического движения, в первую очередь танец, один из «сгустков» национального начала, зримо представленный в спектакле. Перенесенный на сцену, он отображает «другого». В украинском вертепе поляк пляшет краковяк: «Я ту краков’яку витанцьоваць стану», сначала один, а затем в паре с варшавянкой. Ему подыгрывают на скрипке, и он поет. В танец вмешивается хлопчик, пускается вприсядку и портит краковяк.
На русской сцене поляк занимает срединное положение между господином и слугой; Он служит у Шута, но и сам имеет слуг: один у коня, другой за другим делом послан. Он — маршалек. В «Шутовской комедии» поляк-маршалек устраивает танцы, посылает за музыкантами: но как танцевать, когда есть только одна пара башмаков. Тем не менее он приглашает «до танца»: «Вы, господа, еще однажды пейте кругом, а после того изволте до танца».0 том, что гости начинают танцевать, сообщает ремарка. Другие герои понимают, что поляк знает толк в танцах.