Способность костюма
Не только имя, но и костюм на сцене отсылает к этностереоти — пам, так как он всегда свидетельствует о национальном начале. «Способность костюма нести информацию, за которой стоит определенная культурная, историческая или идеологическая реальность, всегда осознавалась в культуре». Эта способность костюма усиливалась с превращением его в элемент сценического пространства. Костюм помогал распознаванию персонажа наравне с действием, монологами, гримом. Мода, как известно, не универсальна, по костюму всегда легко отличить «чужого». Костюм, как важный знак культуры, перенесенный на сцену, демонстрировал внешний вид «чужого», непривычный, неправильный, нарушающий правила «своей» культуры. «Здесь играл роль и цвет, и покрой костюма».
Персонаж описывается в текстах через костюм, который становится частью его этнохарактеристики, ср.: «На нш бути, сукни niapi». В вертепе обязательно все персонажи появлялись в народных костюмах, на что всегда есть указания. Иногда описание костюма дается в выступлениях персонажей, а не только в ремарках: однажды москали называют поляков долгополыми. В тексте одной интермедии упомянут контуш.
Как видим, хотя костюм и участвует в создании этнохарактеристики, его описание в тексте не развито; очевидно, что основные его значения находятся в сфере художественного оформления спектакля.
Гораздо больше, чем о костюме, говорится об атрибутах персонажей. Они становятся важными сигналами этнического стереотипа. Эти атрибуты постоянны: конь и сабля.