Советский кинематограф
К таким выдающимся произведениям относится фильм замечательного кинорежиссера М. И. Ромма «Мечта», в котором создали незабываемые образы целая плеяда «звезд» — Ф. Раневская, А. Войцик, Е. Кузьмина, М. Астангов, Р. Плятт и др. Фильм появился вскоре после присоединения к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии и показывал Польшу накануне этих событий. Заданность освещения темы вкупе с известной изолированностью советского кинематографа от мира обусловили некоторую наивность в показе «заграничной», в данном случае польской жизни. Но к такому выводу зритель может придти лишь теперь, после того как он обогатился историческим опытом и ближе узнал о жизни «за кордоном». Тогда же благодаря великолепной игре актеров советский зритель увидел простых людей Польши — честных, добрых, работящих, любящих и глубоко несчастных. Характерно, что даже, казалось бы, традиционный образ польского «пана», который не имеет за душой ни гроша, живет в убогой комнатенке, где сушится его единственная пара носков, но ведет себя в ресторане по-барски, надменно и кичливо издевается над соперником — еврейским инженером, даже этот образ в исполнении Астангова неожиданно стал трогательным и человечным, приобрел трагическую окраску. Несомненно, по своей тональности, по сочувственному настроению, которым был проникнут фильм, он может быть зачислен в разряд произведений, внесших вклад в формирование у советских людей положительного польского образа.
В годы Великой Отечественной войны факт зависимости развития польского стереотипа от влияния политики и идеологии нашел новое подтверждение. Когда Советский Союз установил отношения с правительством Польши в эмиграции и поляки стали его союзниками по борьбе с фашизмом, изменился тон высказываний о Польше в печати. Но и этот период советско-польского сближения скоро окончился: возникло дело о Катыни, армия ген.