Значение автобиографического элемента
К сожалению, в это время писательница еще не вела дневника, и период ее собственного становления можно проследить лишь в романе «Ночи и дни», в котором подчеркивается значение автобиографического элемента. Становление Агнешки, очень похожей на Домбровскую, проходило не без влияния русских писателей, любимых не только героиней, но и автором романа. Среди них особое место занял Лев Толстой. Пределы статьи позволяют остановиться лишь на кратком анализе его роли в творчестве польской писательницы.
Агнешка Нехциц имеет много сходства с Наташей Ростовой, проявившегося в показе психологической атмосферы, окружавшей обеих героинь, в использовании приемов внутреннего монолога, даже в подобии их психологических портретов и в определенной степени внешнем сходстве.
Работая над «Ночами и днями», Домбровская постоянно обращается к произведениям Толстого, трансформируя не только их художественные традиции, но и идеи самого писателя. «По мере того, как живу, — пишет она, — я начинаю понимать Христа и Толстого „непротивление злу. Чем больше его видишь, тем больше воплощаешь в человеке добра, милосердия, кротости».
Итак, замысел «Ночей и дней» рождался еще в 1922 г., и уже тогда Домбровская думала о герое, в котором бы воплотились черты Христа. Вспомним, что Богумил Нехциц, страдавший от ран, полученных во имя спасения Польши в 1863 г., и его почти чудодейственное возвращение к жизни напоминают воскресение Христа. А благоговейное отношение к земле и людям, философская позиция «непротивления злу насилием», которой придерживался герой Домбровской, является по сути доктриной Толстого. Отмечу очевидность ассоциативного сходства Нехцица с Левиным.