Массовое сознание русского народа
И все же попытки ввести в массовое сознание русского народа понятие «поляк-враг № 1» не удались. Польский стереотип остался неоднозначным и противоречивым. Лучше всего это можно проследить в тех областях, в которых национальные стереотипы находят наиболее яркое проявление и которые, в свою очередь, становятся факторами его закрепления или размывания, — в исторической науке и художествен — I юм творчестве, прежде всего в литературе, театре, а позже кинематографе. Выдающиеся представители русской культуры видели поляков как бы двойным зрением, создавали стереоскопические, объемные образы.
Скорее всего, это был результат слияния и переплавки личных впечатлений, осмысления исторического опыта и гениальной художественной интуиции, не позволявшей подлинному творцу отступить от правды в искусстве даже вопреки собственным убеждениям. Так, А. С. Пушкин отозвался на события восстания 1830 г. известным стихотворением «Клеветникам России», где писал о «кичливом ляхе». Подобную характеристику поляков он дал и в исторической драме «Борис Годунов»: гам фигурируют «гордый пан» Вишневецкий, «гордая полячка» — «надменная Марина» (Мнишек); говорится и о «надменном уме», и о «безмозглых поляках», отличительной чертой которых является пустое хвастовство («поляки лишь хвастают и пьют»). В то же время Пушкин, близко общавшийся с А. Мицкевичем, восхищавшийся им как личностью и его поэзией, делает переводы лучших баллад Мицкевича «Воевода» и «Три Будрыса», где создает привлекательные образы поляков — как шляхтичей и шляхтянок, так и хлопа, благородно вставшего на защиту прекрасной любви против воеводы.