Политика воинствующего атеизма
После Октябрьской революции, когда проводилась политика воинствующего атеизма, религиозные различия утратили значение, а с ними стерлось и понятие «поляк-католик». Изменилось и еще одно распространенное в русском обществе типичное понятие, которое формулировалось как «поляк-бунтовщик». Эта характеристика возникла на основе исторического опыта польских освободительных восстаний конца XVIII — XIX вв. И если для властных структур России, для русских националистов и значительной части обывателей это словосочетание имело негативное звучание, то представителями революционной России, видевшими в поляках союзников в борьбе с царизмом, эта черта польского национального характера воспринималась со знаком «плюс». Можно говорить даже о полонофильстве определенной части русского общества, хотя массовым явлением оно, конечно, не стало. После Октября 1917 г. задача революционной борьбы поляков и русских с общим врагом отпала, но остался культ революционеров, он стал часть официальной идеологии Советской России. Поэтому позитивная интерпретация «бунтарства» как одной из основных черт национального стереотипа поляка сохранилась.
Существенно, что в процессе формирования образа поляка в этот период могли принимать и принимали целенаправленное участие сами поляки, многие из которых стояли на верхних ступенях советской иерархии. Их взгляды по национальному вопросу и классовые ориентиры были вполне определенными, и не исключено, что кто-то из них находился среди авторов упомянутого материала, подготовленного для руководства Красной Армии. В то же время эти находившиеся на виду представители польской нации вносили собственные черты в национальный стереотип, а так как главной их характеристикой являлась преданность делу пролетарской революции, то в массовом сознании укрепился давний стереотип «поляка-революционера», но теперь уже с однозначно классовым оттенком. Наиболее ярким примером является представление о Ф. Дзержинском как «рыцаре революции», которое не только тиражировалось в советской пропаганде, но и действительно вошло в сознание не одного поколения советских людей.