Невидимый фундамент
Иногда эта оппозиция теряет остроту и остается только невидимым фундаментом для характеристики одного из двух членов пары в отсутствие другого. Тогда оппозиция свой/чужой уходит в «глубины» текста, и на поверхности остается только один «чужой» или только один «свой». В этой ситуации внешне «свой» и «чужой» разделены и не образуют последовательного противопоставления, но внутренне они не теряют связи друг с другом. Выступая самостоятельно, «чужой» характеризуется тем же набором черт, что и в полной оппозиции. Этот постоянный набор не предполагает инноваций. Характеристика «чужого» в отрыве от «своего» практически не меняется, тем более что она часто поддерживается и вне-текстовыми средствами. Она остается такой же, какой мы ее видим в развитой оппозиции свой/чужой.
Так создаются устойчивые характеристики, которые участвуют в создании национальных стереотипов и никуда не уходят из пространства культуры и время от времени появляются на поверхности, как в высоком, так и низовом искусстве, а также в фольклоре. Они участвуют «в той постоянной игре смыслов, характер которой определяется необходимостью постоянно решать проблему сходства и различия во всех ее конкретных вариантах».
Стереотипы эти складываются из черт внешнего облика чужого, в них выражается отношение к чужому языку и этикету. Имеет стереотипи ряд постоянных психологических черт. Стереотипные черты возникают в искусстве как в полном виде, так и усеченном, и всегда легко узнаваемы как в сложных художественных текстах, так и в бытовых анекдотах, хранящих память об оппозиции свой/чужой зачастую в наиболее ярком виде.