Российская слава
В московской пьесе «Слава российская» является Polonia (Полония), восхваляющая свои победы, называющая себя «высокоумной», «в различных художествах зело быстроумной». Она не верит тому, что фигура Славы говорит о России, и уверяет, что «Нечаянно взлетела российская слава <…> Чаях, что всегда буду дань от Россов брати И в российских квартирах преславно стояти». И здесь вновь обыгрывается историческое противостояние Польши и России, а из постоянных характеристик сохраняется тщеславие. В пьесе «Слава печалная», написанной на погребение царя Петра, Полония вместе с Персией и Швецией оплакивает Петра, вспоминая, как «Возстенали услышав коронные щпяхты, жирпелны твои егда показали яхты».
Итак, образ поляка, или точнее, Польши, подан в этих пьесах аллегорически в историческом и политическом плане. Стереотипные представления о поляках в них только едва проникают. Иначе обстоит дело в интермедиях, где смеховой регистр обеспечивает относительно детализированный образ поляка. В русском и украинском театре поляк, как и представители других народов, москаль, цыган, еврей, находится в сфере комического. Можно было бы предположить, что он манифестировал всякий образ ближнего чужого, который в народном мифологическом сознании (а также в мифологизированном историческом) опасен и таит в себе непосредственную угрозу, кстати, записанную в исторической памяти восточных славян. В таком ввде, за редким исключением, о чем сказано выше, поляк не попал на сцену, а появившись в сниженном смехо — вом регистре, превратился в комического героя, ничем не отличавшегося от других. Потому можно утверждать, что перед нами образ, имеющий стандартный набор черт для персонажа комедии или интермедии.
Поляк, как всякий интермедиальный герой, обычно выступает в паре. С ним действуют не только Казак, но и Запорожец, и Москаль, что не меняет сути сценического конфликта, который сводится к потасовкам и обманам. Например, поляк входит в конфликт с Казаком, как в интермедии к пьесе Митрофана Довгалевского «Комическое действие на Рождество Христово». Он выступает знатным паном, собирается на охоту с ястребом и наказывает крестьян, литвинов. Казак же давно мечтает «лях1в на той час пшмати I сим юем козацьким по ребесах дата» и вместе с Москалем прогоняет Поляка. Есть и другие сюжетные конфликты, где Поляка не только бьют, но и обманывают, например, меняясь с ним одеждой.