Топовые новости
Новое

Российская слава

Российская славаВ московской пьесе «Слава российская» является Polonia (Полония), восхваляющая свои победы, называющая себя «высокоумной», «в различных художествах зело быстроумной». Она не верит тому, что фигура Славы говорит о России, и уверяет, что «Нечаянно взлетела российская слава <…> Чаях, что всегда буду дань от Россов брати И в российских квартирах преславно стояти». И здесь вновь обыгрывается историческое противостояние Польши и России, а из постоянных характеристик сохраняется тщеславие. В пьесе «Слава печалная», написанной на погребение царя Петра, Полония вместе с Персией и Швецией оплакивает Петра, вспоминая, как «Возстенали услышав коронные щпяхты, жирпелны твои егда показали яхты».

Итак, образ поляка, или точнее, Польши, подан в этих пьесах аллегорически в историческом и политическом плане. Стереотипные представления о поляках в них только едва проникают. Иначе обстоит дело в интермедиях, где смеховой регистр обеспечивает относительно детализированный образ поляка. В русском и украинском театре поляк, как и представители других народов, москаль, цыган, еврей, находится в сфере комического. Можно было бы предположить, что он манифестировал всякий образ ближнего чужого, который в народном мифологическом сознании (а также в мифологизированном историческом) опасен и таит в себе непосредственную угрозу, кстати, записанную в исторической памяти восточных славян. В таком ввде, за редким исключением, о чем сказано выше, поляк не попал на сцену, а появившись в сниженном смехо — вом регистре, превратился в комического героя, ничем не отличавшегося от других. Потому можно утверждать, что перед нами образ, имеющий стандартный набор черт для персонажа комедии или интермедии.

Поляк, как всякий интермедиальный герой, обычно выступает в паре. С ним действуют не только Казак, но и Запорожец, и Москаль, что не меняет сути сценического конфликта, который сводится к потасовкам и обманам. Например, поляк входит в конфликт с Казаком, как в интермедии к пьесе Митрофана Довгалевского «Комическое действие на Рождество Христово». Он выступает знатным паном, собирается на охоту с ястребом и наказывает крестьян, литвинов. Казак же давно мечтает «лях1в на той час пшмати I сим юем козацьким по ребесах дата» и вместе с Москалем прогоняет Поляка. Есть и другие сюжетные конфликты, где Поляка не только бьют, но и обманывают, например, меняясь с ним одеждой.

Новое на сайте
Популярное

Copyright © 2016. All Rights Reserved.