Топовые новости
Новое

Свечение беседы

Свечение беседыСреди очерков, отразивших краковские впечатление, выделяется «Свечение беседы» Ю. Куранова. Тонкий ценитель природы, он прекрасно передает поэтичность польской осени, возникающую не только от ощущения природы, но и от общения с людьми. Очерк построен по принципу — сюжет в сюжете: знакомство автора с Краковом развивается на фоне его воспоминаний о встречах с К. Паустовским, много значившим для него, «более всего похожего именно на писателя» (с. 242). Таинственное очарование Кракова автор пытается распознать, обращаясь к волшебному смыслу рассказов Паустовского «Ручьи, где плещется форель» и «Соранг». Куранов описывает, как в прогулках по Кракову теплым осенним днем его постоянно сопровождали то парящие в воздухе, то оседавшие на волосах и одежде, то вдруг с порывами ветра взмывавшие ввысь листики с деревьев, а когда он общался с людьми, словно бы зажигалась «бесшумная свеча» и становилось тепло и светло, — как при встречах с Паустовским. В уютном кафе «Коссакувка», что в доме потомков художников Юлиуша и Войцеха Коссаков, Куранов повстречал его владелицу. Это была «приветливая молодая женщина», здесь же был ее «очаровательный», «светловолосый», «красивый», «миловидный» сынишка. Ребенок «ловил» на полу «солнечных зайчиков» и дарил их русскому писателю, и «рука мальчика была теплой и ласковой». У переводчицы, пришедшей на встречу с Курановым, голос был «низкий, пожилой и веселый… Она из тех пожилых женщин», умение которых «оставаться красивыми… долго сохраняется и вызывает удивительное чувство уважения», «они умеют ценить в себе не только красоту, но и ум» (с. 242). Ощущение какого-то внутреннего свечения этого города не покидало писателя, бесцельно бродившего по нему: «весь город светился оживленностью прохожих, беспечностью молодых, полулегкомысленносгью пожилых» (с. 243). Поздним вечером, «в глубине старого ренессансного двора», слушая в открытом окне, как кто-то играл на фортепиано романсы Глинки и Алябьева, вальсы и мазурки Шопена, писатель ощущал, что его «свеча горела ярко и освещала липу и кем-то посаженный рядом с нею куст папоротника»; вспоминалось русское «холмистое поле ржи», над которым «бился в синем небе жаворонок» (с. 246). А потом в памяти всплыла вера героев рассказа Паустовского — моряков в «чарующий» ветер-соранг, который будто бы дует раз в тысячу лет, и тогда, цитирует Куранов Паустовского, «сами по себе начинают звонить колокола сельских церквей, голубая заря поднимается к зениту и сквозь снега пробиваются цветы, похожие на подснежники». И автор очерка уверовал в то, что «этой ночью в Кракове был соранг».

Новое на сайте
Популярное

Copyright © 2016. All Rights Reserved.