Психологические и бытовые зарисовки
Психологические и бытовые зарисовки фокусируются, как правило, в мысли о том, что люди живут здесь не суетно, а свободно, с чувством собственного достоинства и гордости. Очерк писателя-сатирика Л. Лиходеева «Варшавская мозаика» — это своего рода коллекция новелл о поведении людей в городских «зонах риска» — на улицах и в заведениях «общепита». В этих житейских зарисовках собрано то, что особенно впечатляло, что понравилось, чего, может, недоставало у себя дома и могло бы послужить поощряющим примером. «В Варшаве ездят широко и свободно» (с. 271), но между пешеходами и шоферами не существует антагонизма, с очевидной завистью пишет Лиходеев, потому что обоим кланам свойственна «цеховая горделивость», основанная на уважении ими правил уличного движения и ответственности людей прежде всего перед самими собой. В сценке задержания автоинспектором «молодого автонахала» писатель передает строгость, достоинство, некоторую ироничность автоинспектора, как и отсутствие в нем высокомерия и назидательности — здесь вообще «никто никого не учит, ибо ученого учить — только портить», — заключает Лиходеев (с. 275). Описывая обслуживающий персонал в ресторанах и барах, писатель проводит знак равенства между чувством собственного достоинства этих людей и их профессионализмом, уважением к собственному занятию. Кельнеры ресторана держат себя «учтиво», «предупредительно», «с легкой веселой иронией», без «искательности» в глазах и «суетливости» в движениях. Писателю, заявившемуся в молочный бар за двенадцать минут до его закрытия, буфетчица «не сообщила», что у нее рабочий день заканчивается. Несколько архаизируя свою речь для придания ей «высокого штиля», Лиходеев пишет: «Полячка младая была свежа, причесана и деловито приветлива»: она на работе, «и никогда не унизится до того, чтобы сорвать на первом встречном свою раздражительность»; ее работа и заключается в том, «чтобы I юсетителю было хорошо» и в 7 часов утра и в 1 час дня — «в этом ее рабочее достоинство». В пивном баре его поразили взаимная культура поведения и взаимоотношений посетителей и обслуги: «послерабочие парни всех возрастов тянули пиво и обсуждали политические проблемы… без пьяных гарниров», а «хриплый буфетческий голос» не показался автору очерков «грубым».