Догматический подход
При таком субъективном и одновременно догматическом подходе признавался патриотизм польского демократического лагеря, но консервативным, клерикальным и т. п. элементам польского общества отказывалось в праве называться патриотами. Примером может служить «чарторыщина», которую польская историческая традиция включала в патриотический лагерь и которой советская историография в этом отказывала. Не вдаваясь в данном случае в рассмотрение аргументов обеих сторон, видимо, нужно признать, что польский патриотический лагерь и польское патриотическое движение были очень пестрыми в классовом, социально-политическом, идеологическом отношении. Отсюда вытекает необходимость изучать и оценивать все слагаемые этого феномена. Это же дает право говорить о патриотизме не как о свойстве, присущем какой-то определенной социальной, политической и т. п. группе, а как о черте национального польского характера, которая получила отражение в представлении о поляках, сложившемся у многих народов.
Участие Польши в социалистическом блоке являлось противоречивым фактором: оно имело не только негативную сторону в плане последствий для отношений между народами обеих стран. Создавались условия для расширения человеческих контактов. Эти условия стали более благоприятными со второй половины 50-хгг., после XXсъезда КПСС. Советские люди получили возможность лучше узнать польскую культуру, в театрах Советского Союза шли польские пьесы, польский кинематограф не только заслужил высокую оценку в советской художественной среде, но и снискал большую популярность в массах. Особенным успехом у советской публики пользовались польские кинокомедии и эстрада. Они добавили в стереотип поляка новые черты — остроумие, иронию, развитое чувство юмора. И не случайно одна из популярнейших программ, существовавшая на телевидении в течение почти 20 лет, развлекательная передача «Кабачок „13 стульев"» была основана на материале польской эстрады и польских юмористических журналов, а все сс персонажи носили польские имена и воплощали определенные национальные типы, как их представляли себе авторы программы и актеры.