Гениальные художники
Приведенные примеры далеко не исчерпывают содержащуюся в русской литературе польскую тему, но они в достаточной мере подтверждают, что талантливые, а тем более гениальные художники сумели наиболее глубоко понять польский национальный характер во иссй его сложности и противоречивости. Тем самым они отразили и существенную черту русского национального характера, его способность понимания и восприятия, ту «всемирную отзывчивость», о которой Достоевский говорил применительно к Пушкину и которую можно распространить на великую русскую литературу в целом. Художественный талант оказался выше политических моментов, он препятствовал идеологической заданности и схемам.
В еще большей степени это относится к сфере музыки, где в силу специфики этой области искусства влияние идеологии и политики намного меньше, чем в сфере литературы. Ближе всего к ним программная музыка, музыкальный театр, опера, и здесь на первый план выступают оперы М. И. Глинки («Жизнь за царя»), Н. А. Римского-Корсакова («Пан-воевода»), М. П. Мусоргского («Борис Годунов»). Если у Римского-Корсакова польский сюжет трактуется вполне нейтрально, отношение к героям камерной драмы сочувственное и этому соответствует музыкальная партитура, то оперы Глинки и Мусоргского представляют собой народные драмы, а «Жизнь за царя» к тому же носит выраженный патриотический характер, не говоря уже о том, что само название оперы свидетельствует о значительной ее идеологизированности. В этой связи образы врагов-поляков иод«Йот соответствующую музыкальную характеристику; это не сольные партии, а хоровые речитативы, стилизованные в ритме мазурки. Наряду с этой резкой, отрывистой музыкой Глинка посвящает полякам целый акт волшебно прекрасной, мелодичной, преимущественно балетной музыки (так наз. «польский акт»). В ней есть черты, которые привычно связываются с польским национальным характером, традициями польской жизни, — легкость и изящество, блеск и помпезность.