Политическое мышление
Политическое мышление эпохи сталинизма было пронизано дихотомией. Существовала только одна правда, а вне ее простиралась разнообразная неправда — будь то осознанная ложь или жалкое заблуждение. Неправда эта, впрочем, постоянно отступала перед неудержимым натиском марксистско-ленинской правды. Добро и зло были окончательно разделены: все то, что служит добру, то есть социализму, становилось автоматически добрым, а то, что служит злу, не может быть добрым, независимо от намерения. Подобная дихотомия разделяет весь земной шар и все человечество. В перспективе, нарисованной соцреалистической поэзией, существуют два человечества: освобожденное и скованное классовыми противоречиями, то, что проживает на большой территории от Эльбы до Камчатки, и другое, подчиненное империалистической системе. Для этой поэзии несущественны национальные отличия: она говорит не столько о польско-советском или польско-болгарском братстве, сколько о стирающей культурные и языковые различия общности, которая объединяет все народы социалистического мира. Вместе, плечом к плечу они творят новую историю, свободную от войн, эксплуатации, нищеты, унижения. У них общие цели и общие достижения.
Рисуя портреты людей, принадлежащих этой общности, соцреалистическая поэзия не сосредотачивается на гражданах «Страны Советов». Гораздо более выразительны в ней представители других стран, например, «добрых немцев», жителей ГДР, часто названных по имени либо фамилии. Поэзия в этом случае, как и вся тогдашняя пропаганда, оказалась перед трудной задачей: сохранить антинемецкий пафос и в то же время пробудить доброжелательность к новым союзникам за западной границей. У немецких персонажей в поэтических произведениях нет никакого фашистского и военного прошлого, они — наши друзья, потому что вместе с нами строят социализм.