Творения социалистического реализма
Уже сами даты создания этих образцовых творений социалистического реализма (профессионально сделанный сценарий, умелая режиссура, талантливые актеры) знаменательны и значительны: это период агрессии и очередных разделов, свершаемых СССР после заключения тайного договора с Гитлером — от Молдавии на юге, Польши, Литвы, Латвии и Эстонии на Западе, части Финляндии на севере, период вхождения во Вторую мировую войну. Каждый из фильмов — художественная форма идеологического оправдания «воссоединения», «освобождения» земель, некогда принадлежащих царской империи, оправдания, обосновываемого… интернациональными идеалами первого периода революции: такое «объединение» означает исполнение извечной мечты людей труда о свободе, справедливости и личном счастье — мечты, реализуемой благодаря рабоче-крестьянской власти в СССР.
Сценарий «Мечты», написанный Е. Габриловичем и М. Роммом, был утвержден в 1940 г. Его содержание и идейное звучание актуализировали дальнейшие (после сентября 1939 г.) события: начало Великой Отечественной войны, Катынь и последовавший уход из СССР армии Андерса, организация с помощью польских коммунистов новых воинских подразделений, теперь уже полностью контролируемых соответствующими советскими учреждениями. Фильм, создаваемый режиссером М. Роммом в тяжелых военных условиях, появился на экране в 1943 г. Последующие события, связанные с Ялтинским соглашением, созданным по советским указаниям Польским Комитетом Национального Освобождения, фальсификацией референдума 1946 г. и выборов в Законодательный сейм в 1947 г. — все эти вехи на пути создания «Народной Польши» обусловили последующую его актуализацию. Отсюда столь долгая жизнь фильма на советских экранах и его идейно-образовательная функция в отношении «польского вопроса».
Фильм, поднимая реально существующие в Польше кануна германско-советского нападения вопросы (социальные контрасты, косность мещанства национальные антагонизмы и т. п.) показывает реальные и нормальные для человека мечты о счастье, разное его понимание и разные пути к его обретению, однако характер отображения этой картины Польши и образцов поляков, методы разрешения жгучих вопросов типичны для обязательной в СССР идеологии.