Продукты соцреалистического творчества
Такой подход представляется рациональным, так как все продукты соцреалистического творчества в большем или меньшем проблемно-тематическом диапазоне, но всегда во всей идейной и аксиологической полноте были адекватны идеологии текущего момента: в противном случая они не имели бы права на существование (как, впрочем, и сами авторы — в смысле прямом и переносном). В свою очередь раскрытие стереотипов в произведении выясняет — на основе закономерностей обратной связи — актуальную политику партийно-государственных инстанций и определяемую ими направленность очередной кампании, а в ее рамках — оперативные задачи воздействия искусства на общество.
«Польский вопрос» в атмосфере этой внутренней и внешней политики был особенно раздражительным для сталинского режима. Создавая под прикрытием революционных фраз и большевистских идеалов первого периода великодержавную идеологию, Сталин и его окружение обратились к разрушаемой ранее большевиками традиции русской государственности. Вследствие этого началась затушевка большевистского интернационализма ленинской поры. В отношении Польши это означало не только замазывание бесславных для России страниц, но и оправдание давней политики царизма. Великодержавный советский стереотип враждебности по отношению к «буржуазной Польше» начал заново воссоздавать российский великодержавный стереотип «враждебного поляка» с царских времен. Тематическим и актуально проблемным воплощением этой тенденции стал фильм «Мечта», а историческим — «Богдан Хмельницкий».