Миллионы поляков
Это, впрочем, не означает, что они немедленно исчезли. Тем не менее, межвоенное двадцатилетие во многом сблизило наши народы. Пользуясь возможностью избежать коммунизма, из российской провинции на родину вернулись миллионы поляков, очарованных русской культурой, и это отношение они передали своим новым соседям, живущим уже в собственном, свободном государстве и не обязанным бойкотировать все русское. Большую роль в этом сближении сыграла также русская белая эмиграция, в Польше достаточно многочисленная — напомню, что несколько белогвардейских частей вместе с поляками защищали Варшаву от большевиков в 1920г. Во всяком случае, в межвоенное двадцатилетие в польских кабаре можно было услышать русские песенки, массово переводилась и великая литература XIX века и то, что выходило в СССР и в эмиграции. Влияние русской культуры ощущается в творчестве крупнейших польских писателей этого периода.
Конечно, ситуация ухудшилась после совместной с Гитлером агрессии СССР на Польшу в сентябре 1939 года и последующих преступлений российских коммунистов против польского населения, а также послевоенной зависимости ПНР от советской Москвы. Однако этот опыт был значительно менее болезненным для образа русских в Польше, чем пережитое в XIX столетии. Теперь никто не отождествлял всей России с коммунистическим угнетателем. Российские диссиденты издавались подпольно рдцом с польской антикоммунистической литературой. Среди руководителей демократической оппозиции были польские русисты, распространявшие среди соотечественников знания не только об истинной русской культуре, но и о множестве страданий, принесенных московскими коммунистами своему собственному народу.
В рамках такого комплексного подхода к культурному взаимодействию нарастает интерес к сравнительно молодой научной дисциплине, получивший название «имагология».