Отрицательный ответ
Несмотря на то, что вопрос этот остается без ответа (или, вернее, несмотря на отрицательный ответ на него), в «Князе Потемкине» сформулированы определенные идеи, которые, как представляется, ведут к решению дилеммы «русской души». Это своего рода концепция «русской сверхчеловечности», которую главный герой выражает следующим образом: «Я стремлюсь к углублению жизненной мысли — следовательно, пусть распространяется все трагическое. И потому я говорю: долой инстинкт! Хотя следует сказать: долой человека, ибо это самый коварный из инстинктов». Проблема решения ситуации России в этом произведении тесно связана с вопросом существования харизматических вождей, которые — что в парижских лекциях доказывал уже Мицкевич — создавали величие этой страны.
У Мичиньского, как говорилось выше, стираются границы между польским и русским. Проблемы «русской личности» становятся одновременно проблемами «польской личности», по мере того, как последняя освобождается от давления внешней традиции и национально-мартирологических схем. Дальнейший этап этой эволюции творчества автора «Во мраке звезд» виден хотя бы в романе «Нетота. Тайная книга Татр» 1910 года. В этом сложном и многослойном повествовании, в котором — в соответствии с указаниями самого автора — самое важное скрыто «между строк», Мичиньский воплощает своеобразную «онири — ческую географию». Польские Татры соседствуют здесь с Сибирью в силу индивидуального опыта одного из героев, бывшего ссыльного. Россия и Польша изображены здесь как элементы загадочного «славянского мира», таинственная история которого уходит во времена рунического письма. Праславянскому единству покровительствуют боги Святовид и Перкун, противопоставленные Мичиньским христианству как религии фальсифицированной (т. е. такой, в которой искажено послание Христа) и репрессивной. «Католицизм уже не является для Польши компасом», — утверждает автор в одном из дискурсивных фрагментов книги. Далее, однако, он замечает, что «настоящий — то есть внутренний — раздел Польши» только начался.