Роскошный пир
Пьянство переходит в более общие мотивы застолья, пира. Это поляк ожидает гостей полный зал. Это он устраивает роскошный пир. Это он знает, как нужно организовать праздник, как пить за здоровье гостей и как начать танцы. Это он перечисляет, что нужно купить к праздничному столу: щук, линей, карасей и пирожок с кулебякой. Как видим, здесь код еды не содержит примет национального. Тема пира явно снижается, когда шляхтич жалуется, что ходил по гостям, а там его никто не накормил.
В первой четверти XIX в. Супрасльская библиотека с невероятной быстротой превращается в своего рода славистическую исследовательскую лабораторию мирового значения, в которой предстояло сделать рад важнейших научных открытий. В числе основателей этой «лаборатории» одним из первых должно быть упомянуто имя о. Михаила Бобровского, открывшего миру знаменитую Супрасльскую рукопись XI в.
Современники из числа видных русских исследователей считали М. Бобровского «польским ученым», В. Капитар называл его «polac — co-russe Bobrowski de Vilna». Незнание учеными из европейских столиц реалий жизни на пограничье Востока и Запада континента, прежде всего в сфере религиозной и этноконфессиональной, заставили П. Бобровского, племянника о. Михаила Бобровского, дать такое весьма важное разъяснение, касающееся его дяди, в 1815г. принявшего священнический сан, а в 1817 г. ставшего брестским каноником: «А. Востоков, а за ним и г. Бем, называют его ксендзом, но обыкновенно его титуловали каноником. Каноник (латинское) все равно, что русское протоиерей (греческое). И эта замена греческаго или русскаго названия латинским произошла в унии в XVIII веке и удерживалась до 1829 года, когда Брестский каноник Бобровский высочайше назначен соборным протоиереем Жировицкой униатской кафедры. Ту же ошибку повторяет и Срезневский с тою разницею, что называет Бобровского то ксендзом, то патером. Мих. Бобровский возведен в сан Брестскаго кафедральнаго каноника в 1817 году.