Государственное искусство
Таким образом в соответствии с плановыми разработками той большевистской системы, которая создается Сталиным, возникает Государственное искусство. Не официальное (как это было с некоторыми течениями литературы и искусства в царской России), а именно Государственное (с точки зрения идеологической, как, впрочем, также художественно-формальной) и Огосударственное (с точки зрения ее организации, характера существования и типа функционирования). Поэто — му-то, если речь идет о так называемом «польском вопросе», напрасно искать в советских произведениях черты авторской индивидуальности, особенности собственных убеждений, мнений, предубеждений или симпатий (как это было до большевистского переворота). Каждый мотив означает не столько авторский замысел, сколько идеологическую конъюнктуру, создаваемую очередными изменениями линии партии во внутренней и внешней политике (а также некоторые «проблемы», «послабления» и «колебания» в ее культурной политике). Довольно быстрая благодаря использованию всех возможных форм террора и духовного порабощения реализация идеалистической (ибо не укорененной исторически, социально и культурно) идеи вызвала к жизни систему, интегрирующую государство и партию. Ее программа, занимая место всех низвергнутых конфессий и принимая на себя их функции, играет роль единственной и обязательной светской религии. Благодаря этому такая всеохватывающая и совершенная в своей структуре социотехническая система Предстает как современный аналог институтов государства и Церкви феодализма времен Средневековья — аналог не только усовершенствованный и осовремененный, но и более структурированный и когерентный: то, что тогда не удалось до конца провести в жизни Церкви, которая вступала в конфликт с интересами государства, теперь удалось реализовать Партии.