Высокая политическая культура
Подобно Уманцу и ряду других историков (В. А. Мякотин, В. А. Биль- басов, Н. И. Кареев), М. В. Довнар-Запольский утверждал, что высокой политической культурой в Речи Посполитой обладала масса шляхты и часть мещан.
Таким образом, часть русских историков воспринимала поляков не только как европейцев, но и как представителей европейского прогресса и, в свою очередь, воссоздавала этот образ в своих научных трудах, лекционных курсах, выступлениях. Вместе с тем, в другом лагере пренебрежительно отзывались о «европейничанье» поляков. И то, и другое мнение опиралось на реальную черту польского национального характера — стремление быть с Европой, не отставать от нее, а по возможности и задавать в ней тон. Но интерпретация этой характерной особенности давалась различная, в зависимости от той призмы, через которую смотрел конкретный человек. Подобную связь между чертами национального характера и чертами стереотипа можно проследить также на ряде других примеров. Так, если одни отмечали как отличительную польскую черту любовь к свободе и родине, то другие видели в этом бунтарство и национализм; гордость трактовалась как кичливость и надменность; воинственный рыцарский пыл поляков признавался проявлением безрассудства, легкомыслия, хвастливости и т. п.
Наиболее показательным может служить толкование польского патриотизма — черты, которая отмечалась не только всеми русскими исследователями: понятие «поляк-патриот» укрепилось в общественном мнении России. Для русских революционеров это был пример самоотверженной любви к родине и готовности бороться за свободу своего и других народов; участие поляков в европейском революционном движении рассматривалось прогрессивной частью русского общества как проявление интернационализма. Однако значительная его часть, в том числе выдающиеся представители, видели в польском патриотизме национализм — национальный эгоизм, кичливость, пренебрежение к другим народам.