Советская территория
Андерса ушла из СССР, и советско-польские отношения вновь стали напряженными. Их улучшение оказалось связанным уже с формированием Войска Польского на советской территории и созданием Польского комитета национального освобождения. Тогда же на советском экране появился фильм «Зигмунт Колосовский», где перед зрителем предстал положительный герой — умный, ловкий, удачливый польский разведчик. Это время, когда стали развиваться массовые контакты между русскими и поляками, было отмечено действием двух разнонаправленных факторов (с одной стороны, братство по оружию, а с другой, — конфронтация с польским правительством в Лондоне и Армией Крайовой), что накладывало печать на отношение к Польше и осложняло развитие национального стереотипа поляка в сознании советских людей.
После Второй мировой войны Польша оказалась в составе так наз. социалистического лагеря. Хотя официальная советская доктрина включала в себя интернационалистические лозунги дружбы и равноправия народов, в действительности СССР проводил великодержавную политику, осуществляя диктат по отношению к своим союзникам, навязывал обществу тоталитарную модель. Лицемерное расхождение между словом и делом мешало воспитанию советского народа в духе подлинного интернационализма. К тому же все средства советской пропаганды были направлены на обоснование великодержавного курса, что отразилось и на художественном творчестве, и на исторической науке.
До недавнего времени в советской исторической науке настойчиво проводилась официозная концепция, не позволявшая правильно оценить позицию России и российского общества по польскому вопросу, дать объективную картину бытовавших в русском народе представлений о поляках. Эта концепция предполагала замалчивание и «обеление» внешнеполитического курса царизма и проводившейся в Российской империи политики национального гнета, русификации, направленной против угнетенных народов, в частности, польского. О подобных фактах и явлениях историкам приходилось говорить эзоповым языком вместо того, чтобы назвать их настоящим именем — великорусским шовинизмом? Что означало бы открыто отмежеваться от шовинистической позиции, подчеркнув различие между русским царизмом и русским народом.