Топовые новости
Новое

Бесспорный факт

Бесспорный фактРазвивая намеченную во вступлении аналогию между романтической и модернистской рецепцией русской культуры в Польше, следует напомнить тот бесспорный факт, что восприятие Империи как пространства, неизбежно насыщенного злом, — это представление, характерное для польского романтизма. Этот вывод, сформулированный Мицкевичем и функционирующий в рамках фундаментальной оппозиции «добро-зло», был подхвачен другими романтиками: Норвид считал Россию «ассоциацией», «формальным состоянием», пространством, не объединенным творческим трудом во спасение нации или общества. Для отдельных людей Россия- это прежде всего область безмерного страдания или рабства, которые — вопреки более или менее явному убеждению русской культуры — не ведут к «одухотворению». Применяя эту схему при интерпретации «Князя Потемкина», можно поставить вопрос, не является ли специфическая форма переживания, характерная для русских — героев этого произведения — стремление к «интенсивности чувств», «погружение во зло» — индивидуальным воспроизведением «системы империи», основанной на постоянном присоединении к центру периферии, представляющейся «потребляющей» ощущения личности «пригодным к усвоению». Точнее говоря, такая форма личности становится доминирующей по отношению к переживанию отсутствия Бога. «И Ты живешь? Почему?- спрашивает лейтенант Шмидт Вильгельма Тона.- Мне всегда кажется, что жизнь — лишь ожидание чего-то огромного. В крайнем случае — смерти. Но если ты выжил — то жить дальше…?».

Новое на сайте
Популярное

Copyright © 2016. All Rights Reserved.